Как появились СТО

В наши дни не проблема найти автосервис: загуглил, и тут же отобразилось с десяток ремонтных точек — от небольших автомастерских до крупных специализированных СТО. Но 100 лет назад, когда сам автомобиль был редкостью и роскошью, никто и не задумывался, что его придется как-то и где-то ремонтировать, менять запчасти и рабочие жидкости. Автосервис? Не, не слышал…

Началось все с того, что амбициозный американский промышленник Генри Форд применил у себя на производстве конвейер.

Некоторые утверждают, что Форд изобрел конвейер, но это не верно. Конвейер существовал и раньше, но у Генри Форда были наполеоновские планы распространить свои автомобили по всей Америке, его кредо звучало так: “Автомобиль для всех!”.

Поэтому он первый на своем автозаводе внедрил конвейерное производство, и не прогадал. На фордовском заводе массово производили доступные автомобили (Ford Model A), которые разлетались как горячие пирожки — конкурентам было не угнаться.

К чему это мы о Форде вспомнили? А к тому, что он спровоцировал автомобильный бум! Другие автопромышленники быстренько переняли внедрение Форда, и к 30-м годам ХХ века автомобили заполонили США и Европу.

Такое технически сложное изобретение, как автомобиль, нуждалось в ремонте и регулярной технической поддержке. А что для этого нужно? Правильно, автосервис! Вас может заинтересовать профилактика полного привода hyundai.

Как ни странно, несмотря на американский технический прогресс, первые автосервисы появились в Германии. Баварцы были ну до того педантичные и дисциплинированные, что если в техпаспорте автомобиля было указано, что рабочие жидкости нужно менять раз в энное количество километров, немцы так и делали. Но боже упаси делать это самостоятельно — ремонт авто доверяли только избранным специально обученным людям. Так появился спрос на автомехаников.

Первые автомастерские не могли похвастаться ассортиментом услуг: в автосервисе столетней давности можно было проверить двигатель, заменить свечи, масло, заправить машину — часто на сервисах находились бензозаправки, для пущего удобства. Эти манипуляции не требовали углубленных знаний от механиков. Но в 40-е годы в автомобилях перестали использовать деревянные конструкции (да-да, до этого времени внутренние части кузова делали из дерева — двери и потолок, например), и появилась необходимость в кузовщиках. Когда в автомастерских стали появляться отдельные малярные и кузовные цеха, потребовались специалисты именно в этих направлениях. В этот период профессия автомеханика начала дробиться на узкие специализации.

Поскольку производство автомобилей стремительно развивалось, автомеханикам приходилось совершенствоваться, учиться обращению с новыми материалами, запчастями, оборудованием. Как уже говорилось, металл вытеснил дерево, салон все меньше обтягивали тканью — сиденья делали кожаными, приборную доску отделывали деревом. Автомеханикам приходилось переучиваться.

Работа шиномонтажника была гораздо тяжелее, чем сейчас: до 20-х годов основной материал колес был деревянным (деревянным, Карл!), заменить спицу было целым делом, которое по плечу только умелому плотнику. Поэтому не жалуйтесь, если вам нужно заменить покрышку — 100 лет назад вам бы не удалось сделать это самостоятельно.

Создание протекторов тоже впечатляло: специальный электронагреватель, состоявший из металлических колец, через которые шел ток, прижимали к резиновой покрышке, держали две-три минуты, и вуаля — на резине появлялся рисунок глубиной несколько миллиметров.

Оборудование для диагностики было сложным в использовании. Например аккумуляторы середины ХХ века весили около 20 килограммов и транспортировались по мастерской на колесиках, а вот мощностью похвастаться не могли: 40-50 А/ч — максимум, который они выдавали.

Съемники немного изменились с момента их изобретения — они стали более продолговатыми, стало меньше “лапок”, но и через 100 лет они остались узнаваемыми.

Автомеханики США и Европы были очень хорошо экипированы даже по современным меркам: у них были малярные маски, комбинезоны, специальные перчатки, фартуки, резиновые сапоги. Выпускались целые журналы-каталоги для автолюбителей, где каждого наименования экипировки было по несколько страниц!

В СССР автосервисы добрались гораздо позже — автомобилей было мало, но ситуация изменилась буквально за 4 года: в период с 1928 по 1932 год автомобили буквально все заполонили (с). И как следствие, сразу же возник дефицит кадров — автослесарей, механиков, автоинженеров. Училища, готовившие автоспециалистов разной направленности, росли на территории Союза как грибы после дождя. Первое училище открылось в 1929 году в Баку при первом же авторемонтном заводе.

В 50-х годах автосервис шагал семимильными шагами по всей стране.

Автосервисы представляли собой огромные комплексы, которые могли обслуживать до сотни автомобилей одновременно и предоставляли весь спектр услуг от шиномонтажа до ремонта агрегатов и крупных узлов. Все эти комплексы были, ясное дело, государственными. К середине 80-х таких автокомплексов по всему Союзу было 2,5 тысячи.

Автомеханики, работавшие на этих огромных СТО, были настолько круты, что меняли не только детали автомобиля (например, тормозные суппорты), но и ремонтировали агрегаты и целые узлы.

Сегодня водители могут выбирать, в какой автосервис отвезти свой автомобиль. Кто-то выбирает СТО по дешевизне, кто-то по квалификации автомехаников, кто-то падок на бонусы и акции. Выбор всегда за вами. Главное регулярно посещать выбранный автосервис.

Исправного вам авто!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *